Экологический аудит, общая информация.

794100Экологический аудит – независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

0a0d510e473318d14ec477e52f8e6cacЦелью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения жизнеустойчивого развития.  

9Задачами экологического аудита является:

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
  • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия,
  • выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
  • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;
  • стимулирование внедрения инновационных решений.

10Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально.

12_000_ARP1474293 Предметом экологического аудита является:

  • виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;
  • состояние окружающей среды на производственном, строительном или природном объекте;
  • системы управления окружающей средой;
  • соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;
  • использование ресурсов;
  • процесс обращения с отходами;
  • финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

21Принципы экологического аудита:

  • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

800Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды:

  • Определение соответcтвия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,
  • Оценка эффективности системы экологического менеджмента,
  • Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,
  • Оценка экономического ущерба от загрязнения,
  • Оценка опасности отходов,
  • Определение рациональности природопользования на конкретной территории,
  • Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,
  • Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,
  • Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,
  • Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,
  • Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

792845История

Принято считать, что экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов в промышленно развитых странах и стал в них потенциально эффективным инструментом экологического права. Необходимость его применения впервые возникла в США в 70-х годах ХХ в. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм. В ЕЭС впервые директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, а основные принципы экологического аудита реализованы в Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту и действуют с 1995 года. В Российской Империи зарегистрирован первый экологический аудит в 1892 году. В 1996 году Международной организацией по стандартизации (ИСО) были разработаны международные стандарты ИСО серии 14000, охватывающие все основные вопросы экологического аудита, системы управления (менеджмента) окружающей средой и предназначенные для использования в странах-участниках ИСО. В указанных странах экологический аудит позволил выявить экологические правонарушения и своевременно принять меры по их устранению и, соответственно, избежать или минимизировать штрафные санкции. На международном уровне отсутствует четкое определение экологического аудита и он трактуется по-разному. Но на основе определений, принятых Всемирным и Европейским банками реконструкции и развития, Американским Агентством по охране окружающей среды («Заявление о политике в области экологического аудита»- 1986 год), а также стандартов ИСО 14000, можно определить, что в международной практике под экоаудиторской деятельностью понимается, прежде всего, систематическая, объективная оценка работы хозяйствующего субъекта, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, включая анализ эффективности природоохранных мероприятий, проверку на соответствие природоохранным требованиям. Экологический аудит на международном уровне рассматривается как экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности с целью повышения инвестиционной привлекательности и применяется для обоснования инвестиций, их целесообразности и эффективности. При этом, прежде всего, учитываются требования экологической безопасности инвестиционных проектов, включая новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, а так же установление приоритетных направлений, для которых необходима государственная поддержка таких проектов.

экоВ основном все международные банки, а в последние годы уже и некоторые российские рассматривают вопросы о кредитовании только после проведения экологического аудита. Экологический аудит актуален для банковских институтов, потому что финансовый риск напрямую связан с экологическим. В результате загрязнения окружающей среды, крупных аварий и техногенных катастроф, а также в результате неучтенных ранее экологических требований инвестор может быть привлечен к гражданской ответственности, что опасно для банковских структур репутационными рисками. Положительное аудиторское заключение в данном случае играет важное значение и для банка, и для предприятия, так как является необходимым условием получения инвестиций. Более того, некоторые банки (например, Всемирный банк реконструкции и развития) сами обладают правом законодательного установления норм и правил в области экологического аудирования.

999867Правовые аспекты экологического аудита

Принципиальное отличие российского опыта в организации экологического аудита от европейского заключается в том, что за рубежом такие проверки воспринимаются не только заинтересованными предприятиями, банками и общественными организациями, но востребованы и самим государством. В России экологический аудит применяется с 1993 года, его внедрение было обусловлено желанием крупных предприятий выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к поставщику по соблюдению экологических требований, а также с целью получения предприятиями кредитов международных финансовых структур. При этом, изначально экологический аудит осуществляли в основном западные фирмы по методикам международных банков.

1603123Основные положения аудита в Российской Федерации определяют его как предпринимательскую деятельность. Правовые аспекты взаимодействия участников этой деятельности, в том числе экоаудиторов и экоаудиторских организаций, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

148196847В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий». Программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.

789580985Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 26 февраля 1996 года №168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» экологический аудит отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Минприроды России и его территориальными органами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года № 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей природной среды» лицензирование экоаудиторской деятельности поручается Госкомэкологии России. С целью формированию нормативной базы экологического аудита приказом Госкомэкологии России от 16 октября 1997 года №453 принят «План первоочередных мероприятий по введению экоаудита в Российской Федерации», в рамках которого подготовлены и введены в действие следующие документы:

  • Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации.
  • Временные правила аттестации экологических аудиторов.
  • Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов.

1335962468_gryaz1Основополагающим документом, регулирующим это направление деятельности, является приказ Госкомэкологии России от 30.03.98 г. №181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России». Этим приказом, в частности, предусмотрено ведение Реестра аттестованных экоаудиторов, организаций по экологическому аудиту, центров обучения по экологическому аудиту и фактически создана база нормативно-правовая база для широкого развертывания рынка услуг по экоаудированию.

1302157014_uvelichena-plata-za-xranenie-otxodov-troickoj-gryesУказанные документы легли в основу деятельности по подготовке экоаудиторов и их аттестации. Порядок аттестации и регистрации экоаудиторов представлены в приказе Государственного комитета по охране окружающей среды №436 от 16.07.98 г. «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». Этим приказом введены формы документации, квалифицирующей специальность «экологическое аудирование».

12606333029912Всего Госкомэкологией и Минприродой были выпущены следующие документы, ориентированные на регулирование деятельности в области экологического аудита на территории Российской Федерации:

  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» — №436 от 16.07.98 г.
  • Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» — №412 от 11 октября 1995г.
  • Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» — №540 от 29 декабря 1995г.
  • Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» — №282 от 18 июня 1996г.
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды — «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» — №181 от 30 марта 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» — №453 от 16 октября 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» — №94 от 17 февраля 1997г.

b61c228448c70cbcb1c2cd4550c4981f_fullГосстандарт России утвердил Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:

  • ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;
  • ГОСТ Р ИСО 14004 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;
  • ГОСТ Р ИСО 14010-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;
  • ГОСТ Р ИСО 14011-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;
  • ГОСТ Р ИСО 14012-98 — Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».
  • ГОСТ Р ИСО 14041:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 14042:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 14043:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 140050:98. «Управление окружающей средой. Словарь». М., Госстандарт России, 1998г.

narod121009a1bАудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.

parnikovye_gazyНа базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься экологическим аудитом.

pollution1Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

notebook_bgКак деятельность экологический аудит отмечен в Федеральном законе от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности (ст.27). Кроме того, в классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. предусмотрено определение экологического аудита под кодом 110.010.100.

spBannerSustainability19 декабря 1997 г. решением Общего собрания учредителей создан Национальный комитет экологической безопасности (НКЭБ). Национальный комитет экологической безопасности как организация в форме некоммерческого партнерства государственных учреждений, предприятий и хозяйствующих субъектов Российской Федерации создана для содействия органам государственной власти и управления Российской Федерации, хозяйствующим субъектам и общественности в области экологии и обеспечения экологической безопасности, в том числе в сфере экологического аудирования, для чего создан профильный Департамент НКЭБ.

v_omskoy_oblasti_zapustyat_sistemu_kompleksnogo_monitoringaВажной задачей Национального комитета является вступление Российской Федерации в Европейскую систему аккредитации органов по сертификации (ЕАС) систем управления окружающей средой. Это даст возможность взаимного признания сертификатов экоаудиторов Европейского Союза и Российской Федерации.

ecology_625x415_1Перечисленные в данном разделе документы по экологическому аудированию, позволяют осуществлять экоаудиторскую деятельность на достаточно высоком уровне. В то же время процесс формирования нормативной базы, регулирующей деятельность в области экологического аудита, нельзя считать завершенным. Необходимо создание системы взаимодействия субъектов этой деятельности с местными органами власти и объектами аудиторской проверки, а также создание блока документов, решающих вопросы координации экоаудиторской деятельности, а также методического обеспечения как отдельных процедур, так и конкретных направлений аудита. В результате объединения Госкомэкологии с Минприродой некоторые нормативные документы были отменены.

TASS_321607!Сегодня в Российской Федерации функцию аттестации экоаудиторов выполняют несколько организаций, а именно: некоммерческое партнерство «Национальная Экологическая Аудиторская палата» и некоммерческое партнерство «Экологическое Международное Аудиторское Сообщество. Сертификация» (НП «ЭМАССерт»)

Наиболее актуальные причины экологических загрязнений недвижимости

zavodНаиболее распространенные экологические проблемы могут быть вызваны:

  • Ветхостью зданий: разрушение асбестосодержащих материалов (доказано, что асбест относится к наиболее активным канцерогенным веществам), нарушение влажностного режима (вследствие этого в помещениях возникают плесневые грибы, которые могут вызывать заболевания воздушно-дыхательных путей), устаревшая система водоснабжения (в воду попадают металлы, вызывающие тяжелейшие заболевания);
  • Несоблюдением санитарных норм при постройке зданий: неправильное конструирование систем вентиляции, кондиционирования, использование некачественных строительных и отделочных материалов;
  • Расположением офисных помещений в бывших промышленных и производственных предприятиях, в лабораториях, НИИ. Данная проблема чрезвычайно актуальна для современных мегаполисов. Экологическая опасность здесь объясняется по крайней мере двумя основными причинами. Во-первых, подобные помещения, как правило, не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим нормам (по освещенности, уровню шума, вибрации и другим параметрам), а значит, рабочие места в них не должны располагаться вообще. Во-вторых, от прошлой деятельности промышленных предприятий и исследовательских подразделений в зданиях, естественно, остаются вредные вещества, концентрация которых во много раз превышает допустимые экологические стандарты;
  • Местонахождением здания в неблагоприятных промышленных частях города;
  • Превышением уровня шума, вибрации. Данная причина тесна связана с предыдущими. Более того, в промышленных районах в воздухе сконцентрированы опасные для жизни химические вещества;
  • Превышением электромагнитного поля. Это одна из самых распространенных причин экологического неблагополучия. Источником электромагнитных полей может быть неправильно проведенная или старая электропроводка, отсутствие заземления, морально устаревшая или неправильно эксплуатируемая оргтехника;
  • Повышенной влажностью, недостаточной вентиляцией, плохой гигиенической уборкой. В этом случае в помещении накапливается огромное число бактерий, создаются идеальные условия для размножения плесневых грибов. Многие строительные и отделочные материалы, а также мебель, которая не прошла контроль качества (однако имеет сертификат), выделяют в воздух помещений вредные вещества в высоких концентрациях (фенол, формальдегид, ароматические углеводороды, асбест и др).

уууИсточники информации

http://ru.wikipedia.org/wiki/Экологический_аудит

http://konto.su/

http://mibit.ru/index.php?id=5

http://www.ecopalata.ru/php/content.php?id=914

http://www.ecosovetnik.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *