Хочу немного рассказать от том, как приобщить детей к экологии с малых лет. Мы все когда-то были детьми и видели мир таким, каким его себе представляли. Это сейчас мы живем по общепринятым принципам, условиям жизни и т.п. Так же и современные дети очень быстро учатся тому, как жить в современном обществе. В 5 классе нам давали всякие книжки о истории, природопользовании и экологии, но углубленно этот процесс никто не рассматривал. Я надеюсь, что скоро в школах и дошкольных учреждениях введут экологию, как обязательную дисциплину.
Но многое еще зависит от самих родителей. Если папа гуляя с ребенком будет разбрасывать хабарики, бутылки и всевозможный мусор, то и его ребенок будет делать так же. Покажите ребенку, что хорошо, а что плохо и он сам вскоре придет к тому, что к природе надо относиться положительно, ибо благодаря природе мы живем на этой земле.
Существуют общепринятые задачи для образования маленьких детей в сфере экологии:
1) Развитие познавательных интересов к окружающему миру.
2) Помощь в формировании первичных навыков правильного экологического поведения.
3) Воспитание гуманного, бережного и положительного отношения к природе.
4) Развитие чувства эмпатии к объектам природы.
5) Обучение навыкам наблюдения за природными явлениями и объектами.
6) Восприятие себя, как части природы.
7) Выработка элементарных норм поведения на природе.
8) Формирование желания и умения сохранить природу и оказывать ей необходимую помощь.
9) Понимание последствия своих действий по отношению к природе и окружающему миру.
Самым важным элементом экологического образования дошкольников является доступность и понимание преподаваемого ребенку материала. Всевозможные экологические термины и огромные цифровые данные в этом случае неприемлемы. Лучше всего использовать различного рода игры, конкурсы и несложные викторины наряду с простыми физическими экспериментами. Игровые моменты будут восприниматься ребенком намного лучше.
Принцип человечности в экологическом восприятии детей должен быть напрямую связан с понятиями экологической культуры. Человечность должна применяться для воспитания ребенка опирающегося в дальнейшей жизни на ценности культурного потребления, заботы о здоровье и здоровый образ жизни. Содержание экологического воспитания детей должно способствовать формированию у ребенка понимания того, что человек является лишь частью природы и не способен существовать без уважительного отношения к окружающему миру. Умение сопереживать, удивляться и заботиться об окружающем мире, видеть красоту в о всем, что окружает человека – вот главная задача человечности в экологическом образовании детей.
Так же в ходе экологического образования детей у ребенка должно сформироваться понятие о взаимосвязях в природе и умение прогнозировать последствия тех или иных действий человека на окружающий мир. Притом рекомендуется не воспитывать у ребенка «чувство ответственности за всю планету», а достаточно простой ответственности за свои поступки.
Экологическое образование детей обязательно должно включать в себя и принцип действия. Необходимо воспитывать в детях привычку принимать участие в различных экологически полезных видах деятельности. Посадка деревьев, уборка мусора – эти мероприятия не должны отталкивать ребенка, они наоборот должны быть ему привычны с самого раннего возраста, тогда став взрослыми они не будут его отталкивать. К тому же – одно дело вести разговоры об охране и помощи природе, а другое – делать это на практике.
Экологическое образование детей так же должно быть подвергнуто «регионализму». То есть в экологическом образовании стоит больше обращать внимание на специфические экологические проблемы, существующие в регионе, чем на глобальные мировые вроде озоновых дыр или кислотных дождей. Объяснить сущность глобальных проблем детям, конечно, нужно, но с экологическими особенностями региона ребенок будет сталкиваться значительно чаще, а значит и время на их обсуждение стоит потратить больше.
В экологическом образовании детей так же нужно помнить о преемственности образования. То есть – после дошкольного экологического образования его должна подхватывать школа, а потом институт. Но, к сожалению, на данный момент такая четкая образовательная линия еще не создана и ее создание – задача ближайшего будущего.