Перспективы газомоторного топлива России.

123557

В середине 19 века, люди и представить не могли, что использование альтернативных ресурсов поломает тогда современную тенденцию. Ибо раньше пассажиров и грузы перевозили только лошади. Но вскоре появились первые автомобили, а конные экипажи со временем исчезли с улиц. Парадоксально, но мы сейчас находимся в похожей ситуации: «рабочая лошадка» современности — бензин — в скором будущем может уступить свое господствующее место другому ресурсу. И главный претендент на место ведущего энергоресурса 21 века — газ.

Экологичная, экономичная и безопасная альтернатива

Другие потенциальные ресурсы — водород, этанол, электричество — гораздо дороже газа, цена которого процентов на 70 ниже бензина и дизельного топлива. Россия владеет 23% мировых запасов газа планеты, так что россиянам не стоит опасаться резкого взлета цен на газ. Экономичность — главное и очевидное преимущество газомоторного топлива: как перед другими альтернативными ресурсами, так и перед традиционными — бензином и дизельным топливом.

Второе преимущество — экологичность. В выхлопных газах автомобиля, работающего на газомоторном топливе, вредных веществ существенно меньше, чем в случае машины с бензиновым двигателем. Конечно, для россиян проблемы экологии пока куда менее значимы, чем для избалованных высоким качеством жизни европейцев, но, несомненно, по мере «подтягивания» страны в сторону европейских стандартов проблемы экологии будут все больше волновать умы и души россиян.

Отмечу, что во всем мире и в России пользуются двумя видами газомоторного топлива: «СУГ» (смесь газов, состоящая из пропана и бутана, которая получается при первичной сепарации нефти или газа) и «КПГ» (компримированный природный газ, метан). Метан — это тот же самый газ, который подается во все дома миллионов россиян. Розничная цена обоих видов газомоторного топлива примерно одинакова, однако метан более безопасен, поскольку он менее токсичен, а так же легче воздуха. Благодаря этому он не скапливается в полостях и нишах транспортных средств, и тем самым исключается возможность взрыва сконцентрированного в одном месте газа. Таким образом, преимущество «КПГ»(метана) — его безопасность.

Заключается она в том, что резервуар для «КПГ» изготовлен с толщиной стенки, выдерживающей рабочее давление 200 кгс/кв. см.(килограмм силы на квадратный сантиметр). Т.е. даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет. Кроме того, на случай повреждения газопровода, отводящего газ к двигателю, арматура баллона снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа.

Не хватает инфраструктуры

12_1Преимущество газа (СУГ и метана) как альтернативного топлива прекрасно известны частным лицам и владельцам коммерческих автопарков, которые умеют считать деньги. О том, что можно экономить десятки и сотни тысяч рублей ежегодно, переводя свои автомобили на газ, — они прекрасно осведомлены. Во всем мире интерес к газомоторному топливу огромен. К сожалению, единственный, но значимый «минус» — неразвитая инфраструктура — пока что перевешивает все плюсы использования газа в качестве моторного топлива для россиян.

 

100012_101822_13_0В России пока что мало заправок, так и центров по переоборудованию автомобилей на газ. С каждым годом, все больше автопроизводителей, как ведущих мировых, так и российских, учитывая глобальный тренд, не замечать который уже невозможно, ставят на свои автомобили битопливные двигатели, способные работать как на бензине, так и на газе. Правда, стабильных поставок метановых автомобилей в Россию пока нет, но, несомненно, они начнутся, как только производители и дилеры почувствуют резкое увеличение спроса на газомоторную технику. Также владелец автопарка может установить газобаллонное оборудование на имеющиеся автомобили самостоятельно, не дожидаясь «милости» от автопроизводителей.

201212251450_gazpromneft_main_no_copyright-575x383Что касается заправок, то пока что в России автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) для заправки «КПГ» относительно немного — чуть более двухсот на всю огромную страну. Для сравнения — привычных АЗС, заправляющих машины бензином и дизельным топливом, в стране десятки тысяч.

 

 

 

article-big170

Но ситуация, к счастью, меняется. Автопарки государственных и муниципальных организаций в целом ряде регионов России в самое ближайшее время в обязательном порядке будут переведены в на газомоторное топливо. Принимаются соответствующие федеральные и региональные программы. Тем самым вся инфраструктура газовых заправок и центров по переоборудованию транспорта получит серьезный импульс к развитию.

 

Если говорить о Северо-Западном регионе, то нельзя обойти событие, которое произошло 24 декабря 2012 года в Санкт-Петербурге. В этот день председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписали договор о сотрудничестве в 2013 году.

GPN_0009

В документе стороны сообщили о намерении разработать и подписать соглашение «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива», в котором будут отражены основные направления совместной работы по внедрению газомоторного топлива на пассажирском автомобильном транспорте, жилищно-коммунальной и другой автомобильной технике в Санкт-Петербурге.

564a7edb27cca268a623a8874b21399d

В тот же день, на одной из ключевых транспортных артерий городского и регионального значения — Пулковском шоссе, 42 — был открыт первый в России многотопливный автозаправочный комплекс (МАЗК) под брендом «Газпромнефть», где кроме бензина, дизельного топлива и сжиженного углеводородного газа можно заправиться и метаном.

gaz121470_1356358251

Но этот пример уже не первый по развитию метановой инфраструктуры в Северо-Западном регионе. Пилотным проектом стал перевод пассажирских автобусов на метан в Великом Новгороде. При активном сотрудничестве администрации города и большой транспортной компании «ПИТЕРАВТО» в 2012 г. автопарк городского новгородского автотранспортного предприятия МУП ПАТ2 пополнился 93 «газовыми» автобусами общего пользования. Львиная доля техники — автобусы ЛиАЗ 6212 с заводским газомоторным оборудованием. На сегодняшний день на городских маршрутах Новгорода эксплуатируется 246 автобусов, из которых 168 — на газовом топливе.

612_2

Метаном новые автобусы заправляются на единственной автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНСК), реализующей «КПГ», принадлежащей «Газпромнефть-Северо-Запад». На станции работает 8 газовых заправочных колонок, АГНСК расположена всего в 2 км от автобусного парка МУП ПАТ2 на выезде на федеральную трассу М-10. Таким образом, Великий Новгород сегодня — город-лидер Северо-Западного региона по масштабам перевода пассажирских автобусов на метан.

201011261845_1_no_copyright

Интересно, что после реализации «газового» проекта, заметно улучшились экономические показатели муниципального транспортного сектора, в том числе снизилась стоимость обслуживания техники. Учитывая сложную экологическую ситуацию в городе, МУП ПАТ2 рассматривает использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива как одно из главных мероприятий, способствующих кардинальному снижению вредного влияния автотранспорта на экологию, поэтому планируется и дальше при обновлении парка отдавать предпочтение газовым автобусам. Возможно, тем самым привлекательность «КПГ» повысится среди тех, кто пользуется личными автомобилями.

 Цена вопроса

Если владелец коммерческого автопарка задумается о переводе своих машин на газ, первым делом необходимо будет подсчитать грядущие затраты. Попробуем провести в первом приближении. Ориентировочная стоимость переоборудования одной легковой машины на метан — 50 тыс. руб. Согласно подсчетам экспертов, экономия расходов на топливо для грузового автомобиля при использовании «КПГ» составляет 450 руб. на 100 км. Т.е., проехав чуть больше 11 тыс. км, свои затраты владелец машины «отобьет» в ноль, а дальше начнется чистая экономия.

Не стоит забывать, что дальнобойщик может заправится на МАЗК(или на АГНКС) метаном, а потом, уехав в другой регион, заправляться бензином, если по пути не найдет подходящей газовой заправки. Т.е. у него появляется возможность выбора между различными видами топлива, а, следовательно, и простор для маневра в дальнем пути.

Сейчас через розничную сеть АЗС «Газпромнефть» топливо реализуется в Московской, Тверской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской облостях, на юге Тюменской области, в северо-Западном регионе и Краснодарском крае. Всего в России работает 89 станций компании, где можно заправить автомобиль газом: 85 станций реализуют «СУГ», 4 — «КПГ»(из них 2 в СЗФО).

В 2013 году «Газпром нефть» планирует открыть новые МАЗК в Центральном и в Северо-Западном регионах, в том числе вдоль федеральных трасс М-10 и М-1. В Санкт-Петербурге и области будут введены в эксплуатацию новые МАЗК на месте АЗС и АГНСК «Газпромнефти»: в Сестрорецке, Тосно и Тихвине.

Сухие цифры

Россия занимает двадцатое место в мире по парку автомобилей на метане. 23% мировых запасов газа принадлежат РФ. Из них перерабатывается только 9%. Всего в мире — 14,7 млн автомобилей на «КПГ», что составляет 1,5% мирового парка автотранспорта. Среднегодовой рост парка такой техники в мире — 26%.

Все эти цифры указаны в основном на автомобили-перевозчики, что касается легковых автомобилей, да забудьте Вы про это топливо, пересядьте на велосипеды — это чисто-экологический транспорт и никаких расходов, только плюс к собственному здоровью!

Изображение 732

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *